воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Франсиско Сурбаран

Еще один заметный мастер испанской живописи XVII столетия - это, конечно же, Франсиско Сурбаран. Всю свою жизнь художник был связан с Севильей, т. к. много работал по заказам ее монастырей. Современник и друг Веласкеса. Ранние работы выполнены под влиянием Караваджо, тем не менее развитие стиля происходило в направлении, близком к итальянским маньеристам.

В отличии от Хусепы Риберы Сурбарану были чужды драматические сюжеты, он редко изображал мучения святых. На его полотнах преимущественно спокойны и величавы. На написанных им картинах на религиозные сюжеты изображены действия на улицах Севильи и в кельях севильских монастырей. Быть может, именно поэтому современики художника не редко узнавали на картинах своих соотечественников и просто знакомых - настоятелей монастырей, ученых-монахов, а также прекрасных грациозных севильянок.

Порой художник отдавал предпочтения полотнам, на которых изображен всего один персонаж - фигуры поражают своей скульптурной рельефностью и величественностью, удивительной мощностью и объемом. Лица героев Сурбарана большей частью суровы и выразительны. Именно таков "Св. Лаврентий" - картина, написанная в 1636 г., находится в экспозиции Эрмитажа. Эта картина изображает мученичество как триумф богослужения, свет над головой идущего на казнь олицетворяет последующее небесное торжество святого. Лицо Лаврентия взволновано, но без тени страха. В руках - орудие казни, Решетка, на которой согласно легенде в 261 году по приказу римского императора Валериана он был сожжен заживо. Бросается в глаза убийство красок: золотая вышивка на темно-красном одеянии мученика, белая рубашка, пасмурное небо и рассеянный столб золотистого света.

Франсиско Сурбаран. "Св. Лаврентий"

Нельзя не отметить, что Франсиско Сурбаран уделял много внимания деталям. Любой предмет, окружающий героев его полотен, наделен некой одушевленностью. Именно поэтому так хороши и своеобразны его натюрморты. "Натюрморт с апельсинами и лимонами" написанный в 1633 г. (флоренция, собрание Контини-Бонакосси) поражает своей четкостью и лаконичностью: гладкий деревянный стол, металлическая тарелка с толстокорыми лимонами, плетенная ваза с апельсинами, глиняный сосуд. И вновь взгляд приковывают детали - зеленая веточка апельсинового дерева, отраженная в холодном блеске тарелки роза, бугристая кожура лимонов - фрукты кажутся необычайно сочными. Завершает изысканную монументальность натюрморта мягкий желтый свет, озаряющий стол.

Франсиско Сурбаран. "Натюрморт с апельсинами и лимонами"
Для украшения Зала королевств мадридского Дворца Буэн-Ретиро в 1634 г. Сурбаран написал серию картин "Подвиги Геракла". Эта работа не похожа не на одну другую из его работ. Однако именно эти мифологические сюжеты доказывают совершенное владение художника искусством изображения обнаженного тела. За эту серию Сурбаран получил от короля Испании Филипа IV звание придворного художника. Интересно, что первый подвиг этого мифического героя "Геркулес борется с Немейским львом" изображен на серебрянной монете Испании, выпущенной в 2011 году.

Картины из серии Франсиско Сурбарана "Подвиги Геракла":
"Геракл борется с Немейским львом"
"Геракл и Лернейская гидра"
"Геракл и Цербер"
"Смерть Геракла"
В своих поздних работах Сурбаран еще чаще изображает нежные и лиричные образы: мадонны с младенцами, дети. Именно такой маленькой, воздушной и чистой изображена богоматерь на картине "Отрочество мадонны", написанной в 1660 г. (Эрмитаж). И снова взгляд приковывает насыщенный красный цвет одежды молящейся девочки, плотными волнообразными складками необычайно точно передана фактура материала платья. Девочка изображена с несвойственной детям серьезность и спокойствием. Все полотно пронизано неким величием и одухотворенностью, детской наивностью и непосредственностью. 

Франсиско Сурбаран. "Отрочество Мадонны"

При использовании данного материала ссылка на блог - обязательна

1 комментарий: