вторник, 31 января 2012 г.

Диего де Сильва Веласкес

Творчество Диего Веласкеса - вершина испанского искусства эпохи расцвета. Он сумел показать сложность и противоречивость натуры человека, его многогранность внешнего и внутреннего облика, он создал образы, проникнутые огромной жизненной силой. Один из друзей Диего Веласкеса писал: "каждый мазок - сама правда", настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников. Еще будучи юношей Диего Веласкес  написал в 1617 г. картину "Завтрак" и в 1620 г. картины "Продавец воды", "Старая кухарка", эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.

Диего де Сильва Веласкес. "Завтрак"

Диего де Сильва Веласкес. "Продавец воды"
Диего де Сильва Веласкес. "Старая кухарка"
Когда Веласкесу исполнилось 23 года он стал придворным живописцем короля Филиппа IV, с того времени художник был навсегда привязан к королевскому двору, но ему удалось сохранить творческую свободу.  В мифологической картине "Вакх" (вакх - древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 - 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника. В картине "Вакх" художник изобразил бога таким же равным как крестьяне, он сидит в виде молодого юноши, как будто из их среды и венчающим проходящего мимо солдата, принимая его в веселую компанию.

Диего де Сильва Веласкес. "Вакх"
В исторической картине "Сдача Бреды", Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. изображен эпизод, когда голландский полководец Нассау сдал крепость Бреда Спиноле. Так как произведения Веласкеса выделяются своим уважением к достоинству человека, в картине "Сдача Бреды" художник наделяет Спинолу благородием и великодушием. На картине Спинола изображен, положившим руку на плечо побежденного Нассау, как бы подбодряя его, облегчая его унизительный момент. В этой картине уже отсутствуют резкие контрасты света и тени, хорошо передана даль и пространство.

Диего де Сильва Веласкес. "Сдача Бреды"
Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Но Веласкес не хоте изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г., короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса - суровым всесильным министром.


Диего де Сильва Веласкес. Портрет короля Филиппа IV
Диего де Сильва Веласкес. Портрет графа Оливареса
Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 - х г. и хранятся они в музее Прадо.

Диего де Сильва Веласкес. Портрет карлика Эль Примо
Диего ле Сильва Веласкес. Портрет карлика Моро
"Портрет папы Иннокентия X", написанный в 1650 г. в Риме, считается  вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса. В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью  папы - жестокость, злобу, железную волю и упрямость. С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.

Диего де Сильва Веласкес. Портрет папы Иннокентия X
В последние годы своей жизни Веласкес написал две знаменитые картины - "Менины" в 1656 г и "Пряхи" в 1657 г.

В картине "Менины" художник изобразил короля с королевой, которых видно только в смутном отражении зеркала, весящим на дальней стене. На этой картине художник избразил и себя, стоящим  с кисточкой и красками, как бы рисующим портрет короля и королевы, рядом с художником изображена принцесса Маргарита, окруженная своей свитой: придворными дамами, слугами и карликами. Все фигуры на картине расставлены в свободном порядке, но походу действия связаны друг с другом. Раскрытая дверь на заднем плане углубляет пространство, оттуда струится свет, наполняющий комнату, светом озарены светлые пушистые волосы девочки, переливы розовых, красных, золотистых тонов одежд всех присутствующих на картине. Действия этой картины происходят в одной из комнат дворца.

Диего де Сильва Веласкес. "Менины"
Сюжет картины "Пряхи" взят из рассказа древнеримского писателя Овидия о состязании простой греческой девушки Арахны с богиней Афиной в искусстве ткачества. На заднем плане картины можно увидеть висящий ковер на котором изображен этот миф Действия этой картины происходят уже не во дворце, а в королевской мануфактуре, где изготовляли тканные ковры. Но Веласкес выдвинул на первый план испанских женщин-работниц: показав труд Арахны, он перенес древний рассказ в современную ему жизнь.

При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна

1 комментарий: