Конец XVI и XVII столетия - время наивысшего расцвета испанского искусства, когда жили прославленные мастера Испании: художник Эль Греко, Диего де Веласкес, Франсиско Сурбаран, Хусепе Рибера, Бартоломе Мурильо и не менее известные писатели Сервантес и Лопе де Вега - это время испанцы назвали "Золотым веком".
Этому блестящему периоду предшествовал долгий, сложный и тернистый путь развития художественной культуры. Многовековая борьба народа с маврами (см. сооб. "Средневековое искусство Северной Африки и мавританской Испании"), раннее возникновение абсолютизма, церковь и инквизиция наложили свой отпечаток на искусство Испании. В сознании народа, ведущего долгую освободительную войну, складывался образ смелого и мужественного героя, защитника родины.
Художники средневековой Испании писали свои картины, как правило, на дереве и размещали их в особых сооружениях - ретабло, сделанных также из дерева либо же из алебастра. Помимо живописных картин в ретабло часто размещали ярко окрашенные скульптурные изображения, а также тонкую орнаментальную цветную резьбу.
![]() |
Ретабло собора в Севилье |
Мавританская культура оставила яркий след в архитектуре, орнаменте, музыке, языке и поэзии. Подковообразные арки, сдвоенные окна, мавританская звезда в сводах - так называемые восточные мотивы - придали своеобразие архитектуре средневековых соборов Испании.
В конце XV в. в Испании складывается абсолютивизм. Страна объединяется в единое государство, центром которого становится Кастилия. Эти события способствовали развитию национальной культуры. В период царствования королей Фердинанда и Изабеллы строятся дворцы, церкви, госпитали, ратуши в характерном именно для Испании стиле. Этот стиль на зван по имени королевы Изабеллы изабеллино. В узоры вплетаются мавританские и готические мотивы, а также отдельные элементы декоративного искусства итальянского Возрождения. Яркий пример такого фасада - церковь Сан-Пабло.
Построенный примерно в 1480 - 1493 г. г. дворец герцогов Инфантадо в городе Гвадалахаре приковывает взгляд невообразимой красотой своих полумавританских арочек, балкончиков и несимметрично расположенными окнами разной величины.
![]() |
Дворец герцогов Инфантадо |
В начале XVI в., при Карле V, Испания налаживает более тесные связи со многими европейскими странами, в первую очередь с Италией, что очень сильно обогатило испанскую архитектуру. Теперь в украшении фасадов зданий больше элементов орнамента итальянского Возрождения - раковин, пальметок, медальонов, тоньше и строже стала обработка скульптурных деталей. Новый стиль, сменивший изабеллино, получил название платереско , отличающийся тонким, подобным ювелирному, украшением зданий. Знакомство с произведениями мастеров итальянского Возрождения обогатило знания испанских художников: они овладели перспективой (научной дисциплиной, изучающей закономерности изображения предметов в соответствии с их зрительным восприятием, что позволяет точно, реалистически изобразить пространство), анатомически более правильно стали изображать человеческую фигуру, научились использовать светотень для передачи объема, писать на холсте масляными красками. Однако в Испании - стране, где проявление свободной мысли сковывалось церковью и инквизицией, идеи Возрождения и вера во всемогущество человека не могли быть поняты в полной мере.
При короле Филиппе II, когда инквизиция была особенно свирепа, построена новая королевская резиденция Эскориал - одно из самых знаменитых зданий Испании XVI столетия, которое должно было служить дворцом, монастырем и усыпальницей королей. Автор проекта - Хуан Эррера (1530 - 1597), долго изучавший архитектуру современной ему Италии и Древнего Рима. Однако его Эскориал не был похож ни на итальянские дворцы эпохи Возрождения, ни на архитектуру Древнего Рима, хотя в основу творения были положены симметрия и равновесие частей. Дворец получился чисто испанский: огромный, построенный из серого гранита, с обнаженными гладкими стенами и бесконечными сводчатыми коридорами. Посреди открытой пустынной долины он возвышался как неприступная скала. Своеобразное мрачное величие6 здания точно отразило союз церкви с абсолютивизмом Филиппа II.
![]() |
Королевская резиденция Эскориал |
Примечательно, что именно при дворе Филиппа II появилась национальная школа придворных портретистов. Принцы и принцессы, испанская знать изображались на портретах в соответствии с придворным этикетом в строгих неподвижных позах, спокойные и серьезные, с величием и достоинством. Такие портретисты как А. Санчес Коэльо (1532 - 1588) и Х. Пантоха де ла Крус (1551 - 1608) старательно и скрупулезно выписывали драгоценные украшения, орденские золотые цепи, орнаменты ткани, ровно как и лица передавали правдиво и без лести.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий