Романский стиль (произошел от латинского слова romanus - что в переводе означает римский). Этот стиль широко использовался в Западной Европе в X - XII в. и в некоторых странах Восточной Европы. Романский стиль оказался одним из важнейших этапов развития европейского искусства средневековья, который полно выразился в архитектуре соборов, храмов, монастырей и т. д.
Само же понятие "Романский стиль" появилось в начале XIX века, когда заметили схожесть архитектуры X - XII веков с архитектурой Древнего Рима и проявлялся в основном в религиозных сооружениях.
В романских постройках всегда сочетались отчетливый архитектурный силуэт и лаконичная отделка наружных стен. Ступенчато-углубленные порталы и массивные стены с узкими оконными проемами позволяли зданию гармонично вписаться в окружающую природу, и при этом выглядеть особенно прочным и неприступным. Из-за постоянных военных стычек и большого желания защититься от нападающих в тот период главными постройками становятся замок-крепость и храм-крепость. Башня - донжон стала главным элементом композиции крепостей, вокруг которой строились и все остальные постройки.
В основе плана романских строений была раннехристианская базилика (продольная организация пространства), увеличенный хор или восточный алтарь храма, увеличенная высота храма. Потолки делали из каменных сводов, их было два вида: крестовые и коробовые. Тяжелые каменные своды потребовали более мощные стены и колонны, которые должны были выдержать всю нагрузку. Полуциркульная арка стала основным мотивом интерьера.
Романский стиль впитал в себя большое количество элементов раннехристианского, меровингского, античного, мусульманского Ближнего Востока и византийского искусства, культуры «каролингского возрождения». В отличие от предыдущих стилей средневекового искусства, которые были развиты в отдельно взятых странах, романский стиль оказался первой художественной системой в средневековье, которая охватила большинство европейских стран. Распространению романского стиля способствовали развитые феодальные отношения и католическая церковь, которая в ту эпоху была наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств была церковь и монастырские ордена, а строителями, живописцами и декораторами — монахи; и только в конце XI в. появились артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Романские замки, церкви, соборы часто строились на холмах или возвышенных берегах озера или реки среди сельского ландшафта, прекрасно гармонируя с окружающей природой, как бы повторяя и обогащая естественный рельеф своими компактными формами и ясными силуэтами, а местный камень, который служил строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Романские здания представляют систему простых стереометрических объёмов - призм, кубов, цилиндров, параллелепипедов, поверхность которых расчленялась аркатурными фризами, галереями и лопатками, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами чаще всего возводился световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Если в раннем романском стиле господствовала настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем. В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений - на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций - головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам, благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны. Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
В зодчестве Франции, где первоначальные формы романского стиля появляются уже в конце XX в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами - церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.. В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа, так называемая церковь Клюни-3, к богатству скульптурного декора — школа Пуату - церковь Нотр-Дам в Пуатье, XII в.; в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал, развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки - церковь Сен-Трофим в Арле. Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику - церковь Ла Трините в Кане, 1059 - 66. В светской архитектуре романского стиля во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей в Везле, Отене, Муассаке, многочисленные циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства.
В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа - церкви с двумя симметричными хорами, иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны - Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001—33, а в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в XI - XIII вв. были построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов. В Италии элементы романского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в X - XI вв. сложился так называемый первый романский стиль. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы, где возник инкрустационный стиль. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским «паломническим» прототипам - собор в Саламанке, но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура романского стиля. в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. Романский стиль развивается также в Англии, в странах Скандинавии, в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в XII - XII вв. в Палестине и Сирии - замок Крак де Шевалье, XII - XIII вв.. Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько некоторым сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси.
В романских постройках всегда сочетались отчетливый архитектурный силуэт и лаконичная отделка наружных стен. Ступенчато-углубленные порталы и массивные стены с узкими оконными проемами позволяли зданию гармонично вписаться в окружающую природу, и при этом выглядеть особенно прочным и неприступным. Из-за постоянных военных стычек и большого желания защититься от нападающих в тот период главными постройками становятся замок-крепость и храм-крепость. Башня - донжон стала главным элементом композиции крепостей, вокруг которой строились и все остальные постройки.
В основе плана романских строений была раннехристианская базилика (продольная организация пространства), увеличенный хор или восточный алтарь храма, увеличенная высота храма. Потолки делали из каменных сводов, их было два вида: крестовые и коробовые. Тяжелые каменные своды потребовали более мощные стены и колонны, которые должны были выдержать всю нагрузку. Полуциркульная арка стала основным мотивом интерьера.
Романский стиль впитал в себя большое количество элементов раннехристианского, меровингского, античного, мусульманского Ближнего Востока и византийского искусства, культуры «каролингского возрождения». В отличие от предыдущих стилей средневекового искусства, которые были развиты в отдельно взятых странах, романский стиль оказался первой художественной системой в средневековье, которая охватила большинство европейских стран. Распространению романского стиля способствовали развитые феодальные отношения и католическая церковь, которая в ту эпоху была наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств была церковь и монастырские ордена, а строителями, живописцами и декораторами — монахи; и только в конце XI в. появились артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Романские замки, церкви, соборы часто строились на холмах или возвышенных берегах озера или реки среди сельского ландшафта, прекрасно гармонируя с окружающей природой, как бы повторяя и обогащая естественный рельеф своими компактными формами и ясными силуэтами, а местный камень, который служил строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Романские здания представляют систему простых стереометрических объёмов - призм, кубов, цилиндров, параллелепипедов, поверхность которых расчленялась аркатурными фризами, галереями и лопатками, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами чаще всего возводился световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
церковь Ла Трините в Кане |
Если в раннем романском стиле господствовала настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем. В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений - на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций - головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам, благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны. Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
церковь Сен-Сернен в Тулузе |
В зодчестве Франции, где первоначальные формы романского стиля появляются уже в конце XX в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами - церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.. В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа, так называемая церковь Клюни-3, к богатству скульптурного декора — школа Пуату - церковь Нотр-Дам в Пуатье, XII в.; в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал, развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки - церковь Сен-Трофим в Арле. Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику - церковь Ла Трините в Кане, 1059 - 66. В светской архитектуре романского стиля во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей в Везле, Отене, Муассаке, многочисленные циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства.
церковь Нотр-Дам в Пуатье |
В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа - церкви с двумя симметричными хорами, иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны - Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001—33, а в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в XI - XIII вв. были построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов. В Италии элементы романского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в X - XI вв. сложился так называемый первый романский стиль. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы, где возник инкрустационный стиль. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским «паломническим» прототипам - собор в Саламанке, но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура романского стиля. в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. Романский стиль развивается также в Англии, в странах Скандинавии, в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в XII - XII вв. в Палестине и Сирии - замок Крак де Шевалье, XII - XIII вв.. Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько некоторым сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ романская архитектура замки романского стиля Замки стили средневеоквья РОМАНСКИЕ ЗАМКИ Романский стиль архитектуры стиль романский
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна. Уважайте труд других!
Комментариев нет:
Отправить комментарий