воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Барокко

Барокко в переводе с итальянского означает "странный", "причудливый". В конце XVI - середине XVIII в.в. это был самый распространенный стиль в архитектуре Европы. Этот стиль получил свое признание в тот момент, когда в Европе уже интенсивно складывались национальные государства с абсолютной монархией; наиболее популярен был в странах, которые образовались при феодально-католическом развитии. Стиль барокко всей своей пышностью и роскошностью, как бы прославлял и показывал богатство, власть и социальный статус аристократии и церкви. Но ограничивать барокко только рамками аристократии и церкви было бы не правильно, потому что, пусть и косвенно, но все же в этом искусстве нашли свое отражение национально-освободительные и антифеодальные движения народов. Барокко сменило гуманистическую художественную культуру эпохи Возраждения, принеся с собой новое воплощение представлений о многообразии, единстве и безграничности окружающего человека мира. Для искусства барокко характерны пышность, грандиозность  и динамика, интенсивность чувств, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, совмещению иллюзорного и реального, материалов и фактур, света и тени.
Большой Екатерининский дворец в Пушкине

Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно поражающее своим размахом, торжественное, пышное монументально-декоративное единство. Весь ансамбль города: улицы, парки, площади, усадьбы стали представляться перед зрителем как целая развивающаяся организованная художественная композиция. Роскошные церкви и дворцы барокко благодаря своей причудливой фасадной пластике, сложным очертаниям плана, игры светотени приобрели пышную динамичность, вливаясь в окружающее пространство. Здания украшались скульптурой, многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи интерьера визуально расширяли и увеличивали пространство, живопись потолков и плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

В барокко преобладали декоративные композиции мифологического, религиозного  или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированный статус человека. Сочетание идеализации с бурной динамикой образов, неожиданные композиционные и оптические эффекты, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, реальность - с фантазией, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью.

Антонис ван Дейк
В XVI в. на родине барокко, в Италии, появились первые его признаки в монументальной живописи Корреджо, демократическом бунтарстве творчества Караваджо, скульптуре Джамболоньи, постройках Дж. Виньолы. В творчестве скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини, архитектора Франческо Борромини, живописца Пьетро да картоны нашел свое наиболее яркое и полное воплощение стиль барокко. Позднее итальянское барокко перешло к фантастичным постройкам архитектора Гварино Гварини, живописи А. Маньяско и С. Розы, головокружительной лёгкости росписей Джованни Баттиста Тьеполо. Нидерландская живопись Рубенса и его учеников  ван Дейка, Снейдерса, Йорданса, Броувера и Тенирса, рождённая Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесла в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала. В Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в архитектуре Хуана де Эрреры, в реалистической живописи Франсиско Сурбарана и Хусепы Риберы, скульптуре Монтаньеса. В XVIII в. в архитектуре Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости, но ещё большей изощренности достигли в странах Латинской Америки в "ультрабарокко". Архитекторы Фишер фон Эрлах и Хильдебрандт и живописец Маульберч - в Австрии, архитекторы и скульпторы НёйманПёппельманШлютерсемья архиткторов Динценхофер братья Азам - в Германии и других странах Западной Европы смогли объединить стиль барокко с тенденциями рококо. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный, так называемый, "большой стиль". Понятие "барокко" иногда ошибочно распространяли на всю художественную культуру XVII в., в том числе и на явления, которые были далеки по стилевому содержанию от барокко, например, "московское барокко" или нарышкинское барокко, в русском зодчестве конца XVII в. Во многих странах Европы в XVII в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров Диего де Сильва Веласкеса в Испании,  Вермера ДелфтскогоХалсаРембрандта ван Рейна в Голландии и др., принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма, что характерно для искусства католических стран и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов архитекторов Земцова, Растрелли, Ухтомского и Чевакинского. Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине XVIII в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна. Уважайте труд других!

Комментариев нет:

Отправить комментарий