Барокко в переводе с итальянского означает
"странный",
"причудливый". В конце XVI - середине XVIII в.в. это был самый распространенный стиль в архитектуре Европы. Этот стиль получил свое признание в тот момент, когда в Европе уже интенсивно складывались национальные государства с абсолютной монархией; наиболее популярен был в странах, которые образовались при феодально-католическом развитии. Стиль
барокко всей своей пышностью и роскошностью, как бы прославлял и показывал богатство, власть и социальный статус аристократии и церкви. Но ограничивать
барокко только рамками аристократии и церкви было бы не правильно, потому что, пусть и косвенно, но все же в этом искусстве нашли свое отражение национально-освободительные и антифеодальные движения народов.
Барокко сменило гуманистическую художественную культуру
эпохи Возраждения, принеся с собой новое воплощение представлений о многообразии, единстве и безграничности окружающего человека мира. Для
искусства барокко характерны пышность, грандиозность и динамика, интенсивность чувств, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, совмещению иллюзорного и реального, материалов и фактур, света и тени.
|
Большой Екатерининский дворец в Пушкине |
Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества
(от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно поражающее своим размахом, торжественное, пышное монументально-декоративное единство. Весь ансамбль города: улицы, парки, площади, усадьбы стали представляться перед зрителем как целая развивающаяся организованная художественная композиция. Роскошные церкви и дворцы
барокко благодаря своей причудливой фасадной пластике, сложным очертаниям плана, игры светотени приобрели пышную динамичность, вливаясь в окружающее пространство. Здания украшались скульптурой, многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи интерьера визуально расширяли и увеличивали пространство, живопись потолков и плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
В
барокко преобладали декоративные композиции мифологического, религиозного или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированный статус человека. Сочетание идеализации с бурной динамикой образов, неожиданные композиционные и оптические эффекты, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, реальность - с фантазией, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью.
В XVI в. на родине
барокко, в Италии, появились первые его признаки в
монументальной живописи Корреджо, демократическом бунтарстве творчества
Караваджо, скульптуре
Джамболоньи, постройках
Дж. Виньолы. В творчестве скульптора и архитектора
Джованни Лоренцо Бернини, архитектора
Франческо Борромини, живописца
Пьетро да картоны нашел свое наиболее яркое и полное воплощение стиль
барокко. Позднее
итальянское барокко перешло к фантастичным постройкам архитектора
Гварино Гварини, живописи
А. Маньяско и
С. Розы, головокружительной лёгкости росписей
Джованни Баттиста Тьеполо. Нидерландская живопись
Рубенса и его учеников
ван Дейка,
Снейдерса,
Йорданса,
Броувера и
Тенирса, рождённая Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесла в
искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала. В Испании в XVII в. некоторые черты
барокко проступали в архитектуре
Хуана де Эрреры, в реалистической живописи
Франсиско Сурбарана и
Хусепы Риберы, скульптуре
Монтаньеса. В XVIII в. в архитектуре
Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости, но ещё большей изощренности достигли в странах Латинской Америки в
"ультрабарокко". Архитекторы
Фишер фон Эрлах и
Хильдебрандт и живописец
Маульберч - в Австрии, архитекторы и скульпторы
Нёйман,
Пёппельман,
Шлютер,
семья архиткторов Динценхофер братья Азам - в Германии и других странах Западной Европы смогли объединить
стиль барокко с тенденциями
рококо. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал
классицизм,
барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный, так называемый, "большой стиль". Понятие
"барокко" иногда ошибочно распространяли на всю художественную культуру XVII в., в том числе и на явления, которые были далеки по стилевому содержанию от
барокко, например,
"московское барокко" или
нарышкинское барокко, в русском зодчестве конца XVII в. Во многих странах Европы в XVII в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы
караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров
Диего де Сильва Веласкеса в Испании,
Вермера Делфтского,
Халса,
Рембрандта ван Рейна в Голландии и др., принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям
барокко. В России развитие
искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII в.
Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма, что характерно для искусства католических стран и обладал рядом национальных особенностей.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов архитекторов Земцова, Растрелли, Ухтомского и Чевакинского.
Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом
монументальной живописи и
декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине XVIII в.
барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется
классицизмом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий