вторник, 17 января 2012 г.

Эль Греко

Автопортрет Эль Греко
Для работ в Эскориале король Филипп пригласил многих итальянских живописцев. Именно тогда в Мадрид приехал художник, грек по национальности, вошедший в историю искусства под именем Эль Греко. Однако настоящее имя его было Доменико Теотокопули. В поисках собственного пути художественного развития Греко учился у итальянских мастеров, проведя несколько лет в Италии - сначала в Риме, потом в Венеции. Художник старался изобразить душевные переживания человека, создавая взволнованные трагические образы людей, готовых ради душевного порыва отказаться от земных радостей. Святых на своих полотнах он изображал либо в состоянии глубокой задумчивости, либо в исступленном порыве. Тела их вытянуты и освещены мерцающим светом, цвет одежд напряженный, линии извилисты. Однако такое своеобразное искусство не понравилось королю. Эль Греко пришлось навсегда поселиться в городе, где обосновалась вся старая феодальная знать, которая не пришлась ко двору короля Филиппа - в городе Толедо. Именно здесь, в Толедо,  мастер создал свои лучшие произведения.

Эль Греко. "Вид Толедо"
Картина "Погребение графа Оргаса", написанная в 1586 г. в Толедо выделяется своей контрастностью, т. к. пространство полотна разделено на две части - землю и небо. Художник старался как можно ярче отобразить различия между двумя мирами. В верхней части картины изображены Христос, мадонна и святые рая. Расступившиеся облака готовы принять душу усопшего. "Верхний" мир будто изнутри наполнен бурным движением и небесной легкостью. Земной мир, напротив,  поражает своей реалистичностью. Внизу в центре святые Августин и Стефан в одеждах, горящих золотом  на фоне двадцати двух знатных дворян в черных траурных одеждах, опускают тело графа в гробницу. Также на картине Эль Греко изобразил своего сына Хорхе Мануэля (слева в нижней части картины). У правой руки Иисуса изображен портрет короля Филиппа.

Эль Греко. "Погребение графа Оргаса"
Очень интересны портреты Греко. Обычно придворные портретисты короля старались показать внешний облик человека, изображая его спокойно позирующим перед зрителем, то Греко напротив хотел раскрыть в картине смятенный, внутренний мир человека. В городе Толедо, в котором жил Эль Греко, художник создал целую галерею портретов служителей церкви, знати, поэтов, ученых и писателей, таких как: "Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино",  "Портрет поэта Эркилла-и-Заниха".

Эль Греко. "Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"
Эль греко. "Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"
По своей выразительности и яркости замечателен "Портрет инквизитора Ниньо де Гевара", который Греко написал в 1600 - 1601 г. Облаченный в малиновую одежду, инквизитор Ниньо де Гевара сидит на фоне золототканого ковра. Черные пронзительные глаза инквизитора смотрят в упор на зрителя. Беспощадная жестокость, недоверие, сильный характер подчеркнуты в этом образе. Эль Греко внес значительный вклад в живопись Испании своей своеобразной манерой, но немногие художники следовали его манере.

Эль Греко. "Портрет инквизитора Ниньо де Гевара"
В начале VII в. в Испании, особенно в торговых городах Валенсии и Севилье, начался мощный расцвет реалистического искусства. Художникам хотелось показывать образы простых людей из народа, о цельности и силе их характеров. Интерес к действительности побуждал выделить в самостоятельный вид живописи не только портрет, но и бытовой жанр и натюрморт. Даже в религиозных картинах изображались яркие, живые, реальные образы. Начало столетия подготовило появление великих мастеров Испании.

При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий