среда, 19 февраля 2014 г.

Театр в средневековой европе

В средневековой Европе большую популярность снискали гистрионы - народные актеры, бродившие по городам и собирающие на площадях и в рыцарских замках толпы народа. Это не были мастера одного искусства: они и рассказывали небылицы и истории, и пели, и играли на разнообразных инструментах, и жонглировали, и выполняли акробатические номера, разыгрывали смешные сценки, и даже выступали с дрессированными животными. Часто в своих выступлениях гистрионы потешались над теми, кто подавлял простых людей, чем вызвали недовольство и гонение со стороны церкви и феодалов.

Тщетно пытаясь запретить деятельность гистрионов и подавить интерес народа к их искусству, церковнослужители нашли способ заставить театр служить религиозным целям. Так, церковные службы стали сопровождаться сценками из жизни Христа и святых, которые разыгрывали переодетые священники. Примечательно, что для исполнения ролей обитателей ада привлекали лиц не духовного звания.

Так появилось главное направление в театральном искусстве средневековой Европы - церковный театр.

Жан Фуке. «Мученичество св. Аполлонии»

С начала IX в. во время общественного богослужения стали разыгрывать литургические драмы. Это были представления, показывающие самые драматические события из священного писания. В XIII в. их разыгрывали прямо перед храмом уже для гораздо большего числа людей. Эти представления получили название полулитургическая драма.

Во второй половине XIII в. возник еще один из жанров театрального искусства средневековой Европы, связанного с религией - мистерия. Как и в литургической драме, сюжет мистерии обычно брался из священного писания и дополнялся  комическими сценками.  Такие представления ставили не духовные служители, а рабочие люди. Следует отметить, что женские роли исполняли именно женщины, а не мужчины, как, например, в античном театре. Стоит ли говорить, что это зрелище было важным событием в жизни города. Люди начинали собираться, как только на площади появлялись первые декорации. Представления были очень правдоподомными и эффектными. Нередко зрители чувствовали себя участниками действа. Порой мистерия могла длиться от нескольких дней до нескольких недель.

Сюжет представления был весьма разнообразным: акробатические номера сменялись различными бытовыми комическими сценками, в которых угадывались народные обычаи и обряды. Такие сценки назвали "начинкой" мистерий или фаршем. Считается, что отсюда возникло слово фарс, которым позднее назвали отдельную форму спектакля средневекового театрального искусства.

Обретя независимость, именно фарс стал главным театральным событием в XVI в. Поистине, его можно считать самым демократичным стилем театра средневековой Европы: актеры показывали реальные картины быта и уклада своего времени.  Вместе с тем, каждая сценка была наполнена жизнерадостностью и не лишена юмора и сарказма. Наиболее успешным представлением в этом стиле был "Фарс об адвокате Пьере Патлене". Фарс был настолько популярным, что появились еще две его части, сложившиеся в трилогию об адвокате Патлене.
В XV и XVI вв. появился особый вид театрального искусства - моралите, главной темой которого были человеческие достоинства и пороки: любовь и ненависть, щедрость и скупость, великодушие и трусость. Эти произведения имеют явно выраженный аллегорический характер. Не трудно догадаться, что первоначальная цель моралите нравоучительная.

Таким образом, все вышеперечисленных формы средневекового театра оказали влияние на процесс формирования европейского театра.

При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна. Уважайте труд других!

Комментариев нет:

Отправить комментарий