В 534 г. до н. э. в Афинах впервые была поставлена трагедия. В этой трагедии выступал всего один актер - он или рассказывал, или он отвечал на вопросы хора. Хор, который занимал главную роль в трагедии, своими песнями, ритмичными движениями, плясками задавал вопросы или откликался на рассказ актера.
В каждом городе Древней Греции обязательно был свой театр, который обычно располагался под открытым небом. Афинский театр Диониса считался сравнительно небольшим - на 17 тысяч зрителей, а одиy из самых крупных театров был в Мегалополе - 44 тысячи зрителей. К середине V в. до н. э. в эпоху расцвета Афин сложилась целая церемония театральных представлений.
Афинский театр Диониса |
Древнегреческий театр состоял из трех частей. Площадка, на которой происходила игра актера и хора, называется орхестра - в переводе с греческого означает"плясать". Орхестра строилась в виде круга и находилась у подножия холма или горы. Так было удобней строить театрон - место для зрителей, которое переводится как "смотреть". Театрон строился полукругом по склону холма или горы, как бы охватывая орхестру. Третьей частью была скена, которая предназначалась для переодевания актеров, и находилась она позади орхестры. Позднее ее стали оформлять колоннами как фасады дворцов и храмов.
Эсхил |
Родившийся в 525 г. до н. э. известный греческий трагик Эсхил (проживший до 456 г. до н. э.) ввел второго актера, что привело к появлению диалога и оживлению трагедии, что придало больше действий в игре актеров. От Эсхила до нас дошло около 90 трагедий, таких как:
- "Семеро против Фив" - 467 год до н. э.;
- "Персы" - 472 год до н. э.;
- "Просительницы" - 470-х или 463 год до н.э.;
- "Орестея" - 458 до н. э.;
- "Агамемнон";
- "Хоэфоры" ("Жертва у гроба", "Плакальщицы");
- "Эвмениды" - 458 год до н. э.;
- "Прометей" - около 415, 450-х или 440-х годов до н. э.
Софокл
Позже драматург Софокл (ок. 497-406 до н. э.) ввел третьего актера, каждый из этих актеров выполнял несколько ролей в том числе и женские. с появлением большего количества актеров роль хора постепенно стала уменьшаться, а на первое место стал выдвигаться актер, который раскрывал весь внутренний мир воплощаемого им героя. Наиболее известными из дошедших до наших дней пьесами Софоклаявляются:
- "Аякс" другие названия "Эант", "Биченосцы" - между 455 - 445 г. до н. э.
- "Трахинянки" - около 450-435 г. до н. э.
- "Филоктет" - 409 г. до н. э.
- " Эдип в Колоне" - 406 г. до н. э.
- "Электра" - ок. 415 г. до н. э.
- "Антигона" - ок. 442-441 г. до н. э.
- "Следопыты в Афинах" - постановка прошла в 406 г. до н. э.
- " Царь Эдип" или "Эдип - тиран" - ок. 429-426 г. до н. э.
Красивые движения актера оттенялись или подчеркивались танцами хора - то спокойным и величественным, то скорбным, то радостным. Музыкальное сопровождение на флейте или лире способствовало усилению трагического эффекта. Все действия происходящие на сцене направлялись на чувства зрителей, чтобы вызвать у них сострадание, радость или страх, помочь понять смысл жизни, что такое добро и истина, мудрость и доблесть. А для того, чтобы зрителей не вгонять в тоску, в тот же день после трех трагедий ставилась сатировская драма, которая давала необходимую разрядку после трагедии.
В начале V в до н. э. появилась комедия, которая стала частью программы праздника Диониса. В определенный день праздничных представлений соревновались трое поэтов, каждый с одной комедийной пьесой. Древнеаттическая комедия сохранила в себе черты народных обрядов, игр, которые были связаны с праздниками плодородия. У актеров комедии, также как и у трагиков, были маски, но они отличались растянутым ртом до у шей и приплюснутым носом. Условный карикатурный образ комического актера с его огромным брюхом и манерой держаться вызывали смех у зрителей. Народные обряды и игры принесли в комедию много беготни, криков с потасовками и драками, пляски с песнями и шутками, что очень разнообразило театральные выступления.
Хор в комедии носил костюмы и маски птиц, зверей и разных вымышленных фантастических зверей. Например, комедии Аристофана назывались по составу хора - "Облака", "Лягушки", "Птицы", "Осы". В лучших его комедиях ставились острые общественные и политические проблемы.
С IV в до н. э. постепенно из комедии начинают исчезать политические и общественные проблемы, грубые шаржи. Герои становятся более человечнее и проще, в сюжетах находят интересы, особенности характера и отношения человека. Такими были комедии Менандра.
В IV - III в. до н. э. в новоаттической комедии уже формируются устойчивые типы и маски героев: задира и болтун повар, ловкий раб-обманщик, льстивый подхалим, хвастливый и трусливый воин, милая девушка, злая богатая жена, влюбленный юноша, старик.
Хор почти исчезает и появляется только в небольших вставных сценках между действиями, а в центре внимания оказываются актеры.
В III - I в. до н. э. популярными становятся короткие постановки с бытовым содержанием, вокальные или драматические, буффонные или танцевальные - мимы. Мимы исполняли без масок, часто импровизируя, не имея сценария. Их исполняли не только мужчины, но и женщины. В то же время вместе с мимами получили распространение и пантомимы. Мимы с пантомимами исполнялись в домах перед гостями, на площадях.
Римляне продолжили традиции греческого театра, внеся некоторые особенности своих народных игр и обрядов.
Среди римлян популярными были короткие комедии с четырьмя постоянными персонажами, которые назывались ателлана: неудачливый медлительный дурачок Макк; жадный и богатый старикан Папп; обжора, болтун и сплетник Боккун; горбатый шарлатан и философ Доссен.
Но самую большую популярность получили комедии паллиаты, названные так из-за плаща который носили герои комедии - паллиум. Это зрелище появилось из переделки новоаттической комедии, с добавлением элементов римских обрядов и игр.
В римском театре актеры принадлежали к бесправным низам общества и даже рабы могли играть на сцене, так как актеры не были связаны с религиозным культом, и поэтому не были в почете. Ведущий актер руководил труппой, состоящей из 3 - 5 человек.
Распространенными стилями игры на сцене были два вида. Первый - возвышенный, и облагороженный, связанный с театральной традицией Греции. Известным актером Рима в этом стиле был Эзоп. Второй стиль - комедийный, с чертами гротеска и буффонады. Известным актером в этом стиле был Росций.
В Риме очень долго не было постоянного здания театра и только в середине I в. до н. э. известный политический деятель и полководец Помпей построил постоянное здание театра с общей вместимостью 17 580 человек. В конце того же века император Август закончил строительство своего театра с вместительностью 20 500 человек.
Особенно роскошными стали представления в эпоху Римской империи, но и в эту же эпоху театр был вытеснен гладиаторскими играми, и лишь небольшие бродячие труппы выступали на площадях, импровизируя веселые сценки.
Аристофан |
Хор в комедии носил костюмы и маски птиц, зверей и разных вымышленных фантастических зверей. Например, комедии Аристофана назывались по составу хора - "Облака", "Лягушки", "Птицы", "Осы". В лучших его комедиях ставились острые общественные и политические проблемы.
С IV в до н. э. постепенно из комедии начинают исчезать политические и общественные проблемы, грубые шаржи. Герои становятся более человечнее и проще, в сюжетах находят интересы, особенности характера и отношения человека. Такими были комедии Менандра.
В IV - III в. до н. э. в новоаттической комедии уже формируются устойчивые типы и маски героев: задира и болтун повар, ловкий раб-обманщик, льстивый подхалим, хвастливый и трусливый воин, милая девушка, злая богатая жена, влюбленный юноша, старик.
Хор почти исчезает и появляется только в небольших вставных сценках между действиями, а в центре внимания оказываются актеры.
В III - I в. до н. э. популярными становятся короткие постановки с бытовым содержанием, вокальные или драматические, буффонные или танцевальные - мимы. Мимы исполняли без масок, часто импровизируя, не имея сценария. Их исполняли не только мужчины, но и женщины. В то же время вместе с мимами получили распространение и пантомимы. Мимы с пантомимами исполнялись в домах перед гостями, на площадях.
Римляне продолжили традиции греческого театра, внеся некоторые особенности своих народных игр и обрядов.
Среди римлян популярными были короткие комедии с четырьмя постоянными персонажами, которые назывались ателлана: неудачливый медлительный дурачок Макк; жадный и богатый старикан Папп; обжора, болтун и сплетник Боккун; горбатый шарлатан и философ Доссен.
Но самую большую популярность получили комедии паллиаты, названные так из-за плаща который носили герои комедии - паллиум. Это зрелище появилось из переделки новоаттической комедии, с добавлением элементов римских обрядов и игр.
В римском театре актеры принадлежали к бесправным низам общества и даже рабы могли играть на сцене, так как актеры не были связаны с религиозным культом, и поэтому не были в почете. Ведущий актер руководил труппой, состоящей из 3 - 5 человек.
Распространенными стилями игры на сцене были два вида. Первый - возвышенный, и облагороженный, связанный с театральной традицией Греции. Известным актером Рима в этом стиле был Эзоп. Второй стиль - комедийный, с чертами гротеска и буффонады. Известным актером в этом стиле был Росций.
Реконструкция архитектурного ансамбля театра Помпея |
В Риме очень долго не было постоянного здания театра и только в середине I в. до н. э. известный политический деятель и полководец Помпей построил постоянное здание театра с общей вместимостью 17 580 человек. В конце того же века император Август закончил строительство своего театра с вместительностью 20 500 человек.
Особенно роскошными стали представления в эпоху Римской империи, но и в эту же эпоху театр был вытеснен гладиаторскими играми, и лишь небольшие бродячие труппы выступали на площадях, импровизируя веселые сценки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий