понедельник, 9 апреля 2012 г.

Французские художники XV - XVIII вв. Часть I

Жан Фуке, Франсуа Клуэ

Последние несколько столетий Франция является законодательницей моды и вкусов в искусстве. В Париже появлялись новые направления в живописи, по образцу Версаля создавались в разных странах дворцы и парки. Из-за влияния французской культуры говорили: "Европа стала французской". Еще в средневековые времена, распространившийся практически по всей Европе готический стиль в архитектуре называли "французским зодчеством" (см. сооб. "Искусство средневековья в Западной и Центральной Европе"). Но несмотря на развитую культуру Франции, по сравнению с Итальянским Возрождением, Возрождение во Франции затормозило лет на сто пятьдесят. Потому что, когда в Италии жили и творили такие люди как: Донателло, Брунилески, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанорроти и др., то по всей Франции бушевал пожар кровопролития и разрушения Столетней войны, которая началась в 1337 г. и закончилась в 1453 г.

Победа Франции  и начало объединение земель совпало с творчеством первого французского художника Возрождения, королевского живописца Жана Фуке. В творчистве этого замечательного художника как бы были предугаданы многие характерные черты будущего французского искусства - ясность и трезвость оценки человека в портрете, труднодостежимое и пленительное сочетание серьезности и изящества.

Побывав в молодости в Италии и увидев плоды искусства итальянского возрождения, Фуке поразило то что ее мастера были освобождены от религиозности в своем творчестве. Вернувшись во Францию, он пошел на небывалую смелость и дерзость для художников средневековья  и написал картину "Мадонна с младенцем", на которой изобразил возлюбленную короля Агнесу Сорель - изящную светскую даму в модной одежде, с полуобнаженной грудью.

Жан Фуке.  "Мадонна с младенцем"

Жан Фуке занимался не только написание картин, но и книжной миниатюрой. Миниатюра "Часослова Этьена Шевалье" является его шедевром не имевший себе равных по художественным достоинствам. Очень хороши его миниатюры, созданные на сюжеты Священного писания, например: "Благовещение", "Встреча Марии Елизаветы" и др. Так же прекрасны его миниатюры к рукописи, заказанные Карлом VII, "Большие французские хроники". В миниатюрах к "Иудейским древностям" древнееврейского историка Иосифа Флавия, художник показал себя как хорошего мастера батальных сцен.

Жан Фуке. "Св. Маргарита". Миниатюра из "Часослова Этьена Шевалье"
Жан Фуке. "Коронация Карла Великого. Миниатюра из "большой французской хроники"
Жан Фуке. Миниатюры из "Иудейские древности" "Гелвуйская битва" слева и "Взятие Иерихона" справа
Но в XV в. искусство Жана Фуке осталось одиноким, потому что культура Возрождения окончательно пришло во Францию только в XVI веке. При дворе короля Франциска I работают Леонардо да Винчи и Челлини. Другие итальянские мастера украшают королевскую резиденцию в Фонтенбло. Замки теряют облик суровых и неприступных рыцарских крепостей. Окна стали более широкими, помещения становятся светлее, вокруг замков вместо рвов устраиваются сады.

Королевская резиденция Франциска I в Фонтенбло
В тени громких оваций и смеха великого гуманиста Рабле растворяются последние идеи и предрассудки средневековья. Даже сестра короля Маргарита Наваррская пишет веселые юмористические новеллы, подражая Боккаччо.

В XVI в. одним из самых популярных видов изобразительного искусства становится карандашный портрет, потому что с помощью этого вида можно быстро, легко и с точностью передать облик человека. Одним из самых знаменитых представителей французских мастеров-портретистов был Франсуа Клуэ, которого, не менее знаменитый французский поэт Ронсар, назвал "честью нашей Франции". Большая часть работ Клуэ, оставшееся как его наследие, подготовительные рисунки, исполненные карандашом и слегка подцвечены цветными карандашами или сангиной.  Работы Франсуа могли бы стать прекрасными иллюстрациями к историческим романам Мериме, Дюма и др.

Ряду его живописным портретам Карла IX, аптекаря П. Кюта и Елизаветы Австрийской, характерна классическое ренессансное спокойствие прозрачная духовная ясность художественного строя.

Франсуа Клуэ. Портрет Карла IX
Франсуа Клуэ. Портрет аптекаря П. Кюта
А вот в мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, в которых Франсуа Клуэ завуалировал портретность, нарастают маньеристические черты эротизма и гротеска как, например, в картинах "Купание Дианы"  и "Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье".

Франсуа Клуэ. "Купание Дианы"

Франсуа Клуэ. Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье
Франсуа Клуэ возглавлял мастерскую, в которой работали художники и изготовляли копии созданных им портретов, что способствовало распространению его искусства по всей Европе. Влияние живописи Клуэ как во Франции так и за границей было очень огромным, особенно это влияние проявилось в области портрета и жанровых сцен.

Читать часть II
Читать часть III

При использовании данного материала ссылка на блог обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий