Жан Фуке, Франсуа Клуэ
Последние несколько столетий
Франция является законодательницей моды и вкусов в искусстве. В Париже появлялись новые направления в живописи, по образцу
Версаля создавались в разных странах дворцы и парки. Из-за влияния французской культуры говорили:
"Европа стала французской". Еще в средневековые времена, распространившийся практически по всей Европе
готический стиль в архитектуре называли
"французским зодчеством" (см. сооб. "Искусство средневековья в Западной и Центральной Европе"). Но несмотря на развитую культуру
Франции, по сравнению с
Итальянским Возрождением,
Возрождение во
Франции затормозило лет на сто пятьдесят. Потому что, когда в
Италии жили и творили такие люди как:
Донателло,
Брунилески,
Леонардо да Винчи,
Рафаэль Санти,
Микеланджело Буанорроти и др., то по всей
Франции бушевал пожар кровопролития и разрушения
Столетней войны, которая началась в 1337 г. и закончилась в 1453 г.
Побывав в молодости в Италии и увидев плоды искусства
итальянского возрождения,
Фуке поразило то что ее мастера были освобождены от религиозности в своем творчестве. Вернувшись во Францию, он пошел на небывалую смелость и дерзость для художников средневековья и написал картину
"Мадонна с младенцем", на которой изобразил возлюбленную короля
Агнесу Сорель - изящную светскую даму в модной одежде, с полуобнаженной грудью.
|
Жан Фуке. "Мадонна с младенцем" |
Жан Фуке занимался не только написание картин, но и
книжной миниатюрой. Миниатюра
"Часослова Этьена Шевалье" является его шедевром не имевший себе равных по художественным достоинствам. Очень хороши его миниатюры, созданные на сюжеты
Священного писания, например:
"Благовещение",
"Встреча Марии Елизаветы" и др. Так же прекрасны его миниатюры к рукописи, заказанные
Карлом VII,
"Большие французские хроники". В миниатюрах к
"Иудейским древностям" древнееврейского историка
Иосифа Флавия, художник показал себя как хорошего мастера батальных сцен.
|
Жан Фуке. "Св. Маргарита". Миниатюра из "Часослова Этьена Шевалье" |
|
Жан Фуке. "Коронация Карла Великого. Миниатюра из "большой французской хроники" |
|
Жан Фуке. Миниатюры из "Иудейские древности" "Гелвуйская битва" слева и "Взятие Иерихона" справа |
Но в XV в. искусство
Жана Фуке осталось одиноким, потому что культура
Возрождения окончательно пришло во Францию только в XVI веке. При дворе короля
Франциска I работают
Леонардо да Винчи и
Челлини. Другие итальянские мастера украшают королевскую резиденцию в
Фонтенбло. Замки теряют облик суровых и неприступных рыцарских крепостей. Окна стали более широкими, помещения становятся светлее, вокруг замков вместо рвов устраиваются сады.
|
Королевская резиденция Франциска I в Фонтенбло |
В тени громких оваций и смеха великого гуманиста
Рабле растворяются последние идеи и предрассудки средневековья. Даже сестра короля
Маргарита Наваррская пишет веселые юмористические новеллы, подражая
Боккаччо.
В XVI в. одним из самых популярных видов изобразительного искусства становится
карандашный портрет, потому что с помощью этого вида можно быстро, легко и с точностью передать облик человека. Одним из самых знаменитых представителей французских мастеров-портретистов был
Франсуа Клуэ, которого, не менее знаменитый французский поэт
Ронсар, назвал
"честью нашей Франции". Большая часть работ
Клуэ, оставшееся как его наследие, подготовительные рисунки, исполненные карандашом и слегка подцвечены цветными карандашами или сангиной.
Работы
Франсуа могли бы стать прекрасными иллюстрациями к историческим романам
Мериме,
Дюма и др.
Ряду его живописным портретам
Карла IX,
аптекаря П. Кюта и
Елизаветы Австрийской, характерна классическое ренессансное спокойствие прозрачная духовная ясность художественного строя.
|
Франсуа Клуэ. Портрет Карла IX |
|
Франсуа Клуэ. Портрет аптекаря П. Кюта |
А вот в мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, в которых
Франсуа Клуэ завуалировал портретность, нарастают маньеристические черты
эротизма и
гротеска как, например, в картинах
"Купание Дианы" и
"Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье".
|
Франсуа Клуэ. "Купание Дианы" |
|
Франсуа Клуэ. Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье |
Франсуа Клуэ возглавлял мастерскую, в которой работали художники и изготовляли копии созданных им портретов, что способствовало распространению его искусства по всей Европе. Влияние живописи
Клуэ как во Франции так и за границей было очень огромным, особенно это влияние проявилось в области портрета и жанровых сцен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий