пятница, 23 марта 2012 г.

Средневековое искусство Северной Африки и мавританской Испании

Жителей Северной Африки называли маврами, а в последствии и арабов, которые в VII в покорили их. В начале VIII в. мавры развязали войну с Испанией  и вторглись на ее территорию, захватив почти весь  Пиренейский полуостров. В Испании, Северной Африки и Сицилии они создали необыкновенную архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Памятники искусства этих стран отличаются красочностью, живописностью, богатством отделки и архитектурных форм.

Для мавританской архитектуры характерны многолепестковые или подковообразные арки, ячеистые своды, сдвоенные окна, купола. Поражает внутренняя отделка зданий своими великолепными лепными и резными украшениями, богатой росписью и изысканной мозаикой. В мавританском искусстве большое место занимает орнамент, геометрический и растительный, который очень часто встречается в архитектурных деталях и домашнем обиходе.

Мечеть в Кайруане. Испания

Архитектурные памятники такие как: мечеть в Кайруане, находящаяся в Тунисе, Сицилийский дворец Зиза  и знаменитая испанская мечеть в Кордове, характерны для мавританского искусства.

Дворец Зиза в Сицилии
Мечеть в Кордове практически ни чем не отличается от других католических храмов. Ее гладкие кирпичные стены вымощенные белой штукатуркой только усиливают впечатления разнообразия и богатства внутреннего оформления. Вход мечети ведет в небольшой дворик, который весь обсажен апельсиновыми деревьями и украшен бассейном с чистой и прозрачной водой, в этом бассейне мусульмане исполняли свой обряд омовения перед молитвой. Из этого дворика можно попасть в большой прямоугольный зал для молитв. Весь зал усеян мраморными и яшмовыми колоннами с капителями, на которые опираются подковообразные арки, расположенные в два яруса, эти арки сложены из череды белых и красных кирпичей. Создается впечатление, что зал бесконечен и не имеет границ, а колонны потеряли свою весомость и плотность.

Мечеть в Кордове. Испания
К середине XIII в. Испании удалось вернуть большую часть своей территории и у мавров остался только один город - Гранада. Неподалеку от города находится дворец Альгамбра, этот дворец когда-то принадлежал гранадским эмирам. Название дворца переводится как "Красный замок".

Дворец Альгамбра (Красный замок)
Во дворце - десятки помещений: большие и маленькие залы, башни, павильоны и открытые галереи вокруг внутренних двориков. Самыми красивыми двориками во дворце считаются дворик мирт с бассейном и Львиный дворик с двенадцатью фантастическими львами сделанные с большим мастерством из мрамора, держащие на своих спинах фонтан в виде круглой чаши.

Дворик мирт слева. Львиный дворик справа 
Переходя из ярко освещенных солнцем двориков во внутрь Альгамбры замечаешь, что залы усыпаны орнаментами голубого, красного и золотистого цвета. Узоры вьются по стенам переходя на потолки и как-будто стекают с потолка гроздями к легким аркам, которые опираются на тонкие и хрупкие колонны. Мозаика пола хорошо гармонирует с орнаментом на стенах и потолке. В некоторых залах Альгамбры замечаешь в стенах ниши, украшенные арабскими надписями и в них стоят фаянсовые ниши для свежей воды.


К сожалению до теперешнего времени сохранилось относительно мало памятников мавританского искусства. Большинство памятников были уничтожены испанцами в XV в., после того как Перенейский полуостров был полностью освобожден от мавританского господства. Но высокие образцы искусства мавров, полные неувядаемого очарования, были восприняты и использованы  испанцами в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (см. сооб. "Испанское искусство XVI - XVII вв.")

При использовании данного материала ссылка на блог - обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий