В древности Индия славилась на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий.
В одной из исторических летописей грек Мегасфен, прибывший с посольством в 302 г. до н. э. в столицу государства Магадха — Паталипутру, восторженно описывает этот город, название которого значило «Сын цветка». Паталипутра была окружена широким и глубоким водяным рвом, по которому могли плавать суда. Над рвом поднималась стена с 64 воротами и 570 боевыми башнями. Город и дворец были построены в основном из дерева. Влажный индийский климат, пожары, пышная растительность и иноземные завоеватели постепенно уничтожили древние постройки, сказочная красота которых так поразила Мегасфена.
В III в. до н. э., при могущественном царе Ашоке (273—232 до н. э.), почти весь полуостров Индостан и ряд соседних стран были объединены в гигантскую империю. До наших дней от времени Ашоки сохранились лишь сооружения из камня: небольшие храмы и кельи, вырубленные в скалах, погребальные буддийские памятники — ступы и отдельные мемориальные колонны, увенчанные скульптурами животных.
Ступы строились из кирпича и камня и имели вид полушария, окруженного оградой с четырьмя воротами. Ступа в Санчи (III в. до н. э.; штат Мадхья - Прадеш, Центральная Индия) имеет высоту четырехэтажного дома и была ранее облицована каменными плитами с рельефными изображениями сцен из преданий буддизма.
В Индии каменная скульптура служила украшением архитектуры и чаще всего создавалась в виде высоких декоративных рельефов. Каждая фигура в рельефах была неразрывно связана с другими изображениями и с архитектурой. Позы, движения и жесты людей на рельефах удивительно выразительны и изящны. В этом сказалось влияние искусства танца, широко распространенного и любимого в Индии с древнейших времен.
Львиная капитель |
Еще при Ашоки в скалах начали высекать пещерные храмы и кельи для отшельников. Они бли невелики и воспроизводили в камне деревянные жилые постройки. Позднее, в I в. до н. э., в Карли (близ Бомбея) была создана самая большая в Индии пещера. Этот буддийский храм — чайтья — имеет в длину 38 м. Для таких храмов выбирали уединенное и живописное место: склон каменистой горы над просторной чашей равнины, окруженной холмами. Все чайтья имели один план: продолговатый зал делился двумя рядами мощных колонн на три «корабля», или нефа. Из них средний— просторный, а два боковых — узкие и низкие, по ним можно было обойти вокруг зала. На дальнем конце зала, противоположном от входа, находилась ступа. Капители колонн чайтья в Карли изваяны в виде пар мужчин и женщин, восседающих на коленопреклоненных слонах. И все это высечено из цельного массива скалы с большим мастерством и по единому замыслу архитектора и скульптора.
В Северо-Западной Индии, в районе древней Гандхары, найдено много прекрасных скульптур, созданных начиная с I в. н. э. Это главным образом изображения Будды, высеченные из камня на буддийских храмах и монастырях. Гандхарская скульптура сильно отличается от пластики других областей Индии первых веков нашей эры. В ней заметно влияние греко-римского искусства. Фигуры стоящего Будды позой и одеянием напоминают статуи римских императоров, философов или греческого Аполлона. Эти статуи были изваяны мастерами-греками, жившими в Индии и принявшими индийские религии. Постепенно индийские ученики греческих мастеров стали создавать статуи Будды в соответствии с представлениями своего народа. Изваянные ими фигуры сидящего Будды со скрещенными и прижатыми к телу ногами напоминают своей позой изображения отшельников и философов древней Индии.
IV—VI в. — период расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии (бассейн Ганга) был объединен в могущественное государство, управляемое царями династии Гуптов. Искусство, сложившееся в эти века на севере страны, распространилось и южнее. Замечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте. Там, начиная со II в. до н. э., в течение девяти веков создано 29 пещер, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой. Аджанта была одним из центров не только буддийской религии, но и науки, искусства. Теперь Аджанта — символ величия древней культуры Индии. Там бывает много туристов со всех концов Индии и из всех стран мира.
Росписи в Аджанте — это наглядная энциклопедия жизни древней Индии, созданная в высокохудожественной и поэтической форме. Сцены быта разных сословий, от князя до нищего, исторические события и предания буддизма изображены на материале окружающей художника жизни. В одной сцене изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в клетках, играющих детей, среди которых и маленький Будда. В другом месте перед нами принцесса Ирандати на качелях. С ней беседует только что примчавшийся на волшебном коне всадник. Как хорошо нарисованы полупрозрачные ткани одежд, жемчужные ожерелья и золотые браслеты, оттеняющие смуглость кожи полуобнаженных фигур.
Радостное восприятие жизни, любовь к человеку и природе, ощущение единства всего живого — отличительные черты искусства Аджанты.
Когда рабовладельческий строй в Индии сменился феодальным, усилилась власть касты жрецов-брахманов, стремившихся с помощью искусства проповедовать свое религиозное учение. Под их воздействием и в связи с новыми условиями жизни сильно изменилась храмовая скульптура Индии.
Все чаще стали появляться символические образы божеств, поражающие своей фантастичностью, с несколькими головами и руками. Вместо Будды теперь стали изображаться Брахма, Вишну и Шива, а также многие второстепенные божества индуизма.
В пещерном храме VIII в. на острове Элефанта близ гавани Бомбея высечен из скалы гигантский бюст трехликого Шивы почти 6 м высотой. Три лика Шивы означают его троякую природу: его незыблемое бытие, ярость и милость.
Часто Шива представлен танцующим. Шива Натараджа («Владыка танца») изображается с одной головой, но с третьим глазом во лбу и с четырьмя руками, держащими символический барабанчик и пылающее пламя. Ногами он попирает карлика — демона зла, своего врага.
Натараджа изображается танцующим вечно. Он олицетворяет религиозное учение о том, что вселенная вечно движется, а Шива — ее сила и источник движения.
Много таких замечательных статуэток из бронзы сохранилось в Индии с X в.
Когда знаменитый русский землепроходец тверской купец Афанасий Никитин в XV в. побывал в Индии, он увидел там храмы новой, другой широко распространенной в Индии религии - мусульманской: это были мечети, а также мавзолеи, которых раньше в Индии не было. Мусульманом запрещалось изображать людей и животных в искусстве. Поэтому в мечетях и мавзолеях нет скульптуры и живописи, но зато они имеют красивые купола, тонкие башенки - минареты, стройные стрельчатые арки и отличаются геометрически правильными, строгими контурами. Это новая индо-мусульманская архитектура обогатила искусство Индии и сделала его еще более разнообразным по форме и содержанию.
Замечательный образец индо-мусульманской архитектуры - беломраморный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Когда пылает солнце. здание, как зеркало, отражает его блеск, купол мавзолея похож на «облачко, отдыхающее на воздушном троне», как говорят в Индии. А при лунном свете сказочно прекрасное здание очаровывает мягким зеленоватым сиянием.
Тадж-Махал, древнее буддийские и брахманские храмы и украшающая их скульптура и живопись - гордость индийского народа, создавшего великое самобытное поэтическое искусство.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
Буддийский храм в Карли — чайтья |
IV—VI в. — период расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии (бассейн Ганга) был объединен в могущественное государство, управляемое царями династии Гуптов. Искусство, сложившееся в эти века на севере страны, распространилось и южнее. Замечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте. Там, начиная со II в. до н. э., в течение девяти веков создано 29 пещер, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой. Аджанта была одним из центров не только буддийской религии, но и науки, искусства. Теперь Аджанта — символ величия древней культуры Индии. Там бывает много туристов со всех концов Индии и из всех стран мира.
Буддийский храм в Аджанте |
принцесса Ирандати на качелях |
Когда рабовладельческий строй в Индии сменился феодальным, усилилась власть касты жрецов-брахманов, стремившихся с помощью искусства проповедовать свое религиозное учение. Под их воздействием и в связи с новыми условиями жизни сильно изменилась храмовая скульптура Индии.
Все чаще стали появляться символические образы божеств, поражающие своей фантастичностью, с несколькими головами и руками. Вместо Будды теперь стали изображаться Брахма, Вишну и Шива, а также многие второстепенные божества индуизма.
В пещерном храме VIII в. на острове Элефанта близ гавани Бомбея высечен из скалы гигантский бюст трехликого Шивы почти 6 м высотой. Три лика Шивы означают его троякую природу: его незыблемое бытие, ярость и милость.
Часто Шива представлен танцующим. Шива Натараджа («Владыка танца») изображается с одной головой, но с третьим глазом во лбу и с четырьмя руками, держащими символический барабанчик и пылающее пламя. Ногами он попирает карлика — демона зла, своего врага.
Шива Натараджа («Владыка танца») |
Много таких замечательных статуэток из бронзы сохранилось в Индии с X в.
Когда знаменитый русский землепроходец тверской купец Афанасий Никитин в XV в. побывал в Индии, он увидел там храмы новой, другой широко распространенной в Индии религии - мусульманской: это были мечети, а также мавзолеи, которых раньше в Индии не было. Мусульманом запрещалось изображать людей и животных в искусстве. Поэтому в мечетях и мавзолеях нет скульптуры и живописи, но зато они имеют красивые купола, тонкие башенки - минареты, стройные стрельчатые арки и отличаются геометрически правильными, строгими контурами. Это новая индо-мусульманская архитектура обогатила искусство Индии и сделала его еще более разнообразным по форме и содержанию.
Замечательный образец индо-мусульманской архитектуры - беломраморный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Когда пылает солнце. здание, как зеркало, отражает его блеск, купол мавзолея похож на «облачко, отдыхающее на воздушном троне», как говорят в Индии. А при лунном свете сказочно прекрасное здание очаровывает мягким зеленоватым сиянием.
Тадж-Махал |
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
Интересно
ОтветитьУдалить