Греция как бы тонет в окружающих ее морях. Лишь узким перешейком соединена она с Европой. Синяя морская вода изрезала берега и пробила в скалах множество глубоких причудливых бухт.
Территория Греции невелика, неплодородная почва может прокормить лишь небольшое население. Но в историю греческий народ вошел как один из самых великих, ибо вклад древних греков в мировую культуру неоценим.
Древние rpеки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт. Они создали великолепные легенды о богах и героях - мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, заложили основы философии, оставили потомкам эпические поэмы, замечательные произведения архитектуры, скульптуры, а также живописи; к сожалению, последние почти не дошли до нас.
Время не пощадило и архитектуру древних греков. Сохранилось всего несколько руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих. Правда, это исключительно храмы, театры и другие общественные здания. Жилой дом греки не считали предметом искусства. Они презирали роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели окон на улицу.
Храм Посейдона в Пестуме (начало V в. до н. э.) |
Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть на храм Посейдона в Пестуме (начало V в. до н. э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителями и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Со временем пропорции меняются: колонны становятся более стройными, расстояние между ними увеличивается, а капители и бaлки уменьшаются. От этого архитектура приобретает большую легкость и приветливость, здания как бы наполняются светом и воздухом.
Парфенон |
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в V в. до н. э. Но до нас дошли и более ранние произведения - статуи VII - VI вв. до н. э. Они симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Статуя «Дискобол» |
Статуя «Копьеносца» |
Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. Лучше всего сохранилась мраморная лепта рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие. Вот группа отважных всадников на горячих лошадях. Девушки в длинных одеждах подгоняют жертвенных быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями — символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Все они направляются в храм богини Афины - Парфенон.
Скульптура Парфенона сильно пострадала. А самая знаменитая из статуй Фидия - «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины - олицетворение Афин.
V в. до н. э, был временем высшего расцвета искусства Древней Греции. Искусство этого времени именуют искусством высокой классики.
Прекрасные произведения искусства были созданы и в IV в. до н. э. - в период поздней классики. В это время работали такие великолепные мастера скульптуры, как Скопас, Пракситель и Лисипп. Каждый из них имеет свои особые качества. Сконас трагичен, экспрессивен и страстен. Пракситель, напротив, утончен, его герои изящны, подчас изнежены. Последнего мастера поздней классики - Лисиппа в большей мере, чем его предшественников, интересует внутренний мир человека.
В дальнейшем греческое искусство претерпевает большие изменения, разрушается его прежняя гармоничность.
В конце IV в. до н. э., со времени завоеваний Александра Македонского, в истории Греции наступает новый период - период так называемого эллинизма. Он длится до I в. до н. э. Эллинистическое искусство - это синтез древнегреческого и восточного искусства. Оно распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию и другие страны.
Статуя Афродиты (Венеры) Милосской |
Многого достигла в эпоху эллинизма и архитектура. Архитекторы разрабатывали планы городов, уделяя немалое внимание частным жилищам.
Искусство эллинизма — важный этап в истории мировой художественной культуры: оно оказало очень большое влияние на формирование искусства в Древнем Риме.
Рельефы Пергамского алтаря |
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий