вторник, 18 октября 2011 г.

Андрей рублев

Искусство Андрея Рублёва — гениального художника Древней Руси — одно из высших достижений русского и всего мирового искусства. Творчество Рублева пронизано идеями патриотической борьбы русского народа против татар, стремлением к объединению Руси. В своей живописи Рублев воплотил эстетические и этические идеалы народа, его представление о красоте, достоинстве и нравственном совершенстве человека. В традициопных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле.

Рублев был монахом, долго жил в Троице-Сергиевом монастыре — одном из крупных культурных центров Руси той поры, а позднее — в Андрониковом монастыре в Москве.

Успенский собор во Владимере

В 1405 г. вместе с замечательными иконописцами Феофаном Греком и Прохором из Городца Рублев участвовал в росписи благовещенского собора Московского Кремля. Некоторые иконы этогоо собора в сохранившемся до наших дней иконостасе обнаруживают руку Рублева. Ему вписываются также и миниатюры рукописи «Евангелия Хитрово» (названо по имени владельца), среди которых особенно выделяется мастерством рисунка и изысканностью красок изображение ангела. В 1408 г. вместе со своим старшим другом иконописцем Даниилом Черным Рублев расписал Успенский собор во Владимере. Сохранились фрески на тему «страшного суда», который, по евангельскому преданию, ждет всех людей после смерти. Здесь Рублев отказался от традиционного устрашающего истолкования «страшного суда» как наказания человека за грехи. Созданные им образы апостолов полны снисхождения и любви к людям. Особенно выразительно приветливое русское лицо апостола Петра, ведущего праведников в рай. Необычайно изящны и одухотворенны изображения трубящих ангелов. Иконостас собора сделан Рублевым также в содружестве с Даниилом Черным и другими мастерами.

Фрески на тему "страшный суд"
Для звенигородского собора Успения «на Городке» Рублев выполнил так называемый Звенигородский чин: иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.

Икона Спаса. Андрей Рублев
Икона Архангела Михаила. Андрей Рублев
Икона апостола Павла. Андрей Рублев
Вершина творчества Рублева — созданная около 1411 г. икона «Троица». Прекрасны задумчивые фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. Склонясь друг к другу, они как будто ведут тихую беседу. Религиозная символика иконы («троица» означает единство божества в трех лицах) не затемняет ее реального содержания. Мир, согласие, единодушие, — вот к чему призывает художник своих соотечественников. Это содержание «Троицы» отражало стремление русских людей к объединению Руси и к единодушному отпору врагам.
Икона «Троица». Андрей Рублев
Круговая композиция расположения ангелов, тонкая продуманность ритма плавных повторяющихся линий, изысканная грация силуэтов фигур сообщают у той иконе необычайную гармоничность. Очень красивы и чисты ее краски, особенно звонкий и нежный «голубец». В сочетании с золотистыми тонами она как будто повторяет цвет синего неба. Эта икона была создана Рублевым в зрелую пору творчества, и в ней воплотились лучшие достижения русской живописи той эпохи.

После 1422 г. Рублев расписал фресками Троицкий собор в Загорске (эти фрески не сохранились) и вместе со своими учениками создал его иконостас.

Последние годы жизни Андрей Рублев и Даниил Черный были монахами Андроникова монастыря в Москве. Они вместе расписали фресками церковь Спаса этого монастыря, которые, к сожалению, не сохранились, — а это была последняя работа Андрея Рублева. Здесь, в этом московском монастыре, умер великий художник. Здесь он и погребен,

В 1947 г. в бывшем Андрониковом монастыре организован Музей имени Андрея Рублева. В нем собраны и изучаются произведения древнерусского искусства.

При использовании данного материала ссылка на блог - обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий