Во второй половине XIV в. в итальянском городе Сиена в земле нашли мраморную статую. На ее пьедестале высечено слово «Лисипп» — скульптора, изваявшего эту статую 18 веков до этого. Красота статуи потрясла сиенцев. Статую торжественно установили на площади города, и горожане любовались ее красотой.
Вскоре Сиона потерпела поражение в войне с Флоренцией. Магистрат города решил, что статуя, этот языческий идол, навлекла несчастье на Сиену. Прекрасную статую безжалостно разбили на мелкие куски; суеверные сиенны тайно отнесли обломки на границу Флоренции и там зарыли в землю, чтобы они приносили несчастье уже не их городу Сиене, а Флоренции.
В этой маленькой истории отразилась ожесточенная борьба между старыми и новыми взглядами на мир, на человека, на искусство, которая кипела тогда во всей Италии и в других европейских странах. Средневековая церковь считала монаха, истощавшего свое тело в постах, проводившего дни и ночи в размышлениях о боге и загробной жизни, идеалом человека. Нарождающийся и тогда еще революционный класс буржуазии противопоставил униженному церковью человеку нового героя, стремящегося изведать все радости жизни, познать и подчинить себе окружающий мир. Искусство Возрождения, призванное прославить этого нового героя, искало источник вдохновения в культурном наследии античного мира. По всей Италии шли раскопки. После веков забвения люди снова увидели «Лаокоона», «Аполлона Бельведерского», «Спящую Ариадну» и другие античные статуи.
Статуя «Лаокоона» |
Статуя Цукконе |
Трудный путь прошло искусство Возрождения. Еще во второй половине XIII в. скульптор Никколо Пизано (1220 — после 1278) в своих творческих поисках смело обратился к античному искусству. Правда, скульптуры его немного тяжеловесны, но полны жизненных сил и того чувства человеческого достоинства, которое с гордостью ощутили в себе люди Возрождения.
В конце XIII — начале XIV в. в творчестве Джотто (1206 или 1276—1337) отразился переломный период искусства — переход от условных традиций средневековья к реалистическим традициям эпохи Возрождения. Живописцы средневековья не передавали пространства. Иногда они изображали фигуры просто на золотом фоне. А на картинах и фресках родоначальника реализма эпохи Возрождения Джотто мы видим пространство, видим природу: деревья, скалы, храм. Люди стоят как живые, четко построенными группами,— кажется, молено подойти и стать рядом с ними. Складки одежд падают на землю, обрисовывая формы тела. Композиции Джотто величественны и просты. Более всего его привлекают люди, мужественно и смело идущие навстречу своей судьбе. В одной из сцен его замечательного фрескового цикла капеллы дель Арена в Падуе, в «Оплакивании Христа» (начало XIV в.), богоматерь склонилась к мертвому сыну. У нее скорбное и суровое лицо человека, не сломленного горем. Мужеством в испытаниях, сдержанностью отличаются герои этого художника.
В развитии искусства итальянского Возрождения выделяют три основных этапа. Первый этап (XV в.) — Раниее Возрождение, или Ранний Ренессанс,— это период освоения нового стиля. Центр художественной жизни Италии этого столетия — Флоренция.
В первой половине XV в. во Флоренции жили и работали три художника, получившие прозвище «отцы Возрождения»: архитектор Брунеллески, скульптор Донателло и живописец Мазаччо. Языком архитектуры, скульптуры и живописи они прославляли физическую красоту человека. Вопреки учению церкви они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что человек силой разума может и должен познать законы мира.
Самым выдающимся зодчим Раннего Возрождения был Филиппо Брунеллески (1377— 1446). Он первым создал архитектурные формы, которые на протяжении следующих двух столетий использовались и совершенствовались итальянскими зодчими, а позже стали применяться архитекторами многих стран Европы. Брунеллески был и первым исследователем законов перспективы. В течение 14 лет он кропотливо изучает в Риме сохранившиеся памятники античности: обмеривает, зарисовывает, анализирует композиционные и строительные приемы древних мастеров. В античных памятниках он находит прообразы форм нового стиля.
Общепризнанный шедевр творчества Брунеллески, характеризующий все новаторство зодчего,— небольшая церковка во Флоренции, капелла Пацци. Ее архитектурные формы грациозны, пропорции изящны. Это ясное, светлое, жизнерадостное сооружение совсем не похоже на прежние церкви.
Мягкостью и приветливостью отличается и архитектура Воспитательного дома (приюта) (1444—1445), также созданного Брунеллески во Флоренции. Просторная крытая галерея — лоджия, идущая по всему фасаду дома, создает «приглашающий» вход. Здание интересно тем, что построено буквой «П» и образует внутренний дворик,— этот новый планировочный прием впоследствии повторяется в городских дворцах — палаццо.
Скульптор Донателло |
Живописца Мазаччо (1401 —1428) современники сравнивали с кометой — так ярко он блеснул и так быстро сгорел. Мазаччо прожил лишь 27 лет, но за свою короткую жизнь сумел внести в живопись много нового. Он первый применил в своих произведениях научную перспективу, разработкой которой занимался архитектор Брунеллески.
Мазаччо, Донателло и Брунеллески открыли ХV век. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников, работавших на протяжении столетия в разных областях и городах Италии. Славу флорентийского искусства XV в. составили живописцы Паоло Уччёлло, Андреа дель Кастаньо, Беноццо Гоццоли, фра Филиппо Липпи, Доменико Гирландайо. На рубеже ХV—XVI столетий вокруг двора некоронованного правителя Флоренции Лоренцо Медичи, или — как его звали — Великолепного, собрался кружок художников и поэтов. Там были живописцы Сандро Боттичелли, Антонио Поллайоло, Филипнино Липпи, скульптор Андреа Верроккьо. В Умбрии прославился Пьеро делла Франческа — всегда величественный и монументальный в своем искусстве. В Падуе — суровый и строгий Андреа Мантенья.
Искания этих выдающихся итальянских художников Раннего Возрождения получили завершение в гениальном творчестве мастеров первой половины XVI в.— Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Время, когда работали эти мастера, именуется Высоким Возрождением или Высоким Ренессансом.
Высокое Возрождение, так же как и Раннее, оставило нам немало сооружений, которые по праву считаются шедеврами мировой архитектуры. Автором многих из них был замечательный архитектор Донато д'Анджело Браманте (1444-1514).
Творчество Браманте определило пути развития итальянской архитектуры XVI в. Он первый возродил в своих постройках величественность и монументальность, свойственные лучшим сооружениям Древнего Рима. И именно благодаря ему эти черты становятся характерными для архитектуры Высокого Ренессанса.
Наиболее блестящие сооружения, принесшие Браманте славу величайшего архитектора своего времени, он создал в Риме. Среди лучших его работ — грандиозные ватиканские сооружения (начаты в начале XVI в.). Сохранившаяся часть ансамбля — дворы-сады — и сейчас поражает своей композицией. Дворы располагаются на одной оси, один ниже другого, соединяясь ступенями. Они предназначались для торжеств, триумфальных шествий и театральных представлений. А вокруг — монументальные здания, величественные арки, скульптуры, цветы.
В одном из римских монастырей Браманте построил маленькую церквушку — Темпьетто (1502—1503). Уже современники считали ее шедевром за исключительно уравновешенную композицию, выразительность облика и простоту архитектурных средств. Круглое в плане здание завершается куполом. Глухие стены окружены колоннадой, украшены пилястрами и нишами.
Созданный затем Браманте проект собора св. Петра (1506—1514) не был им осуществлен. Но мысль зодчего о создании грандиозного купольного сооружения не пропала даром. Ее использовали в своем проекте собора св. Петра Рафаэль и Микеланджело.
Выдающимся живописцем Возрождения, для которого живопись стала наукой, был Леонардо да Винчи. Жажда знаний, могучая сила разума, восхищение красотой и многообразием природы, вера в величие человека — вот черты, которые отличали Леонардо да Винчи и позволили ему стать не только великим художником, но и великим математиком, инженером, физиологом, ботаником.
Рафаэль Санти в своих картинах и стенных росписях прославил ясную, разумно устроенную жизнь. Нежная красота его мадонн (мадонна — итальянское название богородицы), спокойное величие мудрецов и героев ватиканских росписей могли существовать только в том идеальном мире, о котором мечтали, за который боролись гуманисты Возрождения.
Живописец, скульптор и архитектор, Микеланджело Буонарроти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармонической жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе. Духовные и физические силы людей, мужество в борьбе, страстность в размышлении о судьбах человека — вот основное содержание искусства Микеланджело.
Современниками Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Браманте были великие венецианские живописцы Джорджоне, Тициан, Веронезе. Искусство Возрождения, воспевающее силу и красоту человека, нигде не достигало такой праздничности и величия, как в картинах этих художников. Надо любить жизнь, говорит их живопись, надо радоваться каждому мгновению жизни, как празднику, надо уметь видеть красоту людей и природы, блеск драгоценных камней, все богатство и многообразие красок мира.
В те же годы, когда писали свои картины Веронезе и Тинторетто, на Севере Италии работал Андреа Палладио (1508 —1580) — лучший архитектор позднего Возрождения. В своем творчестве Палладио использовал приемы греческой и римской архитектуры, однако он избежал прямого их копирования и создал оригинальные произведения. Великолепные здания, построенные Палладио, украшают его родной город Виченцу и Венецию. Палладио во многом предопределил дальнейшее развитие европейской архитектуры, особенно архитектуры стиля классицизм.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий